Домой / АВИАЦИЯ / МАКС ГЛАЗАМИ… ЗРИТЕЛЯ

МАКС ГЛАЗАМИ… ЗРИТЕЛЯ

Продолжение материала «МАКС глазами…». В этой части разберем, что может увидеть (точнее, сфотографировать) обычный зритель авиасалона находясь в зрительской зоне во время полетов.

Если со статической экспозицией и павильонами все более или менее понятно: подходи и снимай, то вот с летной программой не все так однозначно.

В очередной раз нас выручает карта аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова.

Точки съемки для зрителей на МАКСе
Основные точки для фотосъемки доступные зрителям на МАКСе Фото: Яндекс.Карты

Зеленая линия — это приблизительная граница зрительской зоны, обычно там стоит ограждение, что бы любопытные не подошли слишком близко к ВПП.
Красные стрелки, та, что направлена на зрителей — это ось пилотажа, а та, что идет по ВПП — это направление взлета истребителей. Тяжелые, Суперджет или Бе-200, могут взлетать или этим курсом, а могут прорулить до середины полосы и взлетать обратным.
По поводу оси пилотажа — это условное направление по которому строятся некоторые фигуры, например все пилотажные группы роспуск делают «на зрителя». Если вы хотите увидеть фигуру именно так как ее задумали группы, лучше стоять максимально близко к этой оси.

Точка 1. Удобна тем, что с нее можно снимать руление бортов на ВПП, взлет/посадку некоторых вертолетов, которые участвуют в программе, ну и рядом с ней, на этой рулежной дорожке, обычно выставляют особых гостей салона. В разные годы там стояли А-380, Б-787, А-350. Соответственно, если они заявлены в программе, можно посмотреть как их готовят к вылету и их руление к ВПП. Так же рядом находится стоянка бортов задействованных в программе. «Балтийские пчелы», «Русь» стояли там же рядышком. Так же через эту точку может производится буксировка бортов, которые отлетатали летную программу и их возвращают на статическую экспозицию.

Точка 2. Находится рядом с шале «ОАК», с нее удобно снимать как руление на старт так и разгон, а иногда и заход на посадку. В бизнес-дни иногда машины КБ Сухого садятся именно этим курсом.

Точка 3. В некотором смысле это самая идеальная точка. Пилотаж будет идти на вас, все фигуры видны именно так, как были задуманы, вполне удобно снимать взлет, а при посадке летчики рулят к это точке, что бы развернуть самолет носом в сторону шале и исполнить приветствие.

Точка 4. Обычно там находится VIP-ложа. В бизнес дни там как правило пусто и на нижние три ряда можно зайти и спокойно поснимать. Удобство точки в том, что при наличии объектива с длинным фокусом (300-400 мм) вполне спокойно можно снять взлеты и сетка мешать не будет.

Точка 5. Это угол зрительской зоны и у нее, на мой взгляд, мало достоинств, но тем не менее. Обычно там собираются владельцы длиннофокусных зумов или фиксов что бы снять посадку и развороты/горки. Когда идет летная программа солнце с правого боку и снимаем уже не в контре.

Возможно вы спросите, а почему только эти точки? Ведь еще куча места остается, неужели там плохо снимать? Ответ очень простой. На МАКС2015 появилось новшество, которое может быть удобно зрителю пришедшему просто посмотреть на полеты, но которое сильно мешает любителям авиационной фотографии — вдоль забора ставят несколько конструкций с большими экранами, на которые транслируются полеты.

Есть еще несколько рекомендаций для тех, кто хочет получить если не идеальные, то просто красивые снимки:

  1. Приезжая на МАКС лучше сразу идти в павильоны. Как раз успеете их пройти до демонстрационной программы. Потом смотреть/снимать полеты. А уже после них пройтись по статической экспозиции. Вы спросите почему? Утром и днем жесткое солнце, для съемки мало пригодное освещение. Полеты заканчиваются в районе 16-30 — 17-00 и часа вполне достаточно, что бы пройтись по статической экспозиции и поснимать технику в закатном солнце. Это работает в бизнес дни и в пятницу. А в субботу и воскресенье… У кого на что хватит сил. Народа будет очень много.
  2. Не надо прилипать к забору в зрительской зоне в надежде снять взлет сквозь сетку забора. Не получится, только расстроитесь. Во-первых, большие телевизоры. Во-вторых, выносной пункт руководителя полетов находится как раз рядом с забором и перегораживает обзор. В третьих, там постоянно снуют машины тех, кому по каким-то причинам разрешили выехать на поле и подъехать к ВПП. Они совершенно не стесняются выбрать себе удобную точку и перегородить вам вид на ВПП. Там же, где-то рядом, стоит пара вертолетов поисково-спасательной службы. Что тоже не улучшает обзор.
  3. Наше глубокое убеждение, что стоит наступить на горло своим опасениям и передвигаться между этими точками ища интересные ракурсы.

    Стоит принять за неизбежный факт, что все время пока будет идти летная программа (это касается и бизнес-дней и выходных) вы будете снимать в контровом свете.

Что ж, теперь покажем фотографии, что бы проиллюстрировать текст выше.

Начало демонстрационной програамы, пролет вертолетов

Самое начало демонстрационной программы, пролет вертолетов. Снималось где-то в районе точек 4-5, в полдень.

Точка 3 из толпы

Снято с точки 3. И, кстати, снимок немного оживает, когда снимаешь из толпы. Появляется эффект присутствия. Так же можно увидеть сетку-ограждение которым ограждена зрительская зона. Высотой в человеческий рост.

Ка-52, пилотаж
Ми-26Т2, пилотаж

Ситуация сильно меняется когда программу начинают около 10-11 утра и солнце еще за зрительской зоной. Точка 3.

Точка 3 из толпы

Точка 3.

Су-34, Т-50, Су-35, роспуск

Между точками 4 и 5.

Су-34 в контровом свете

Контровый свет…

Як-130 перед взлетом. МАКС

Точка 3.

Як-130 взлет с дымами на МАКСе. Точка 1

Точка 1.

Як-130 в контровом свете

Здесь опять контровый свет. С одной стороны он делает более фактурным след от дыма, с другой, сам самолет черный.

Як-130 с дымами в точке 5

Точка 5.

МиГ-35 перед взлетом

Точка 1. МиГ-35 готовится к взлету.

Жанровое фото. МАКС

Пока идет пилотаж с точки 1 можно и жанровые фотографии сделать.

МиГ-35 и желе. МАКС

Точка 5

Телевизоры в зрительской зоне на МАКС

Те самые телевизоры. Между точками 2 и 3.

Еще несколько картинок с точки 1.

IMG_2064.jpg
Приветствие экипажей на МАКС
Экипажи приветствуют друг-друга поднятием тормозных щитков, а второй пилот Як-130 еще и честь отдает.
Руление Ми-8
Руление Ми-8 на стоянку. Точка 1
Михаил Беляев на МАКС2015
Михаил Беляев, летчик испытатель КБ МиГ, демонстрационный пилотаж на МиГ-35

К вопросу о точке 3.

Стрижи и зеркало
Фигура «зеркало» в исполнении «Стрижей».
Балтийские пчелы и вентилятор
Фигура «вентилятор» в исполнении «Балтийских пчел»
Крокозябра на МАКСе

Вот такого зверя встретили гуляя по статической экспозиции после полетов.

IMG_6733.jpg

Пожалуй, на этом все.